|
|
Виды словарных работ
учитель начальных классов первой категории Побежимова Ольга Евгеньевна |
ВИДЫ СЛОВАРНЫХ РАБОТ
- Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
- Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
- Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
- Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
- Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)
- Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
- Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
- Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
- Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
- Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель учителя, огороды огород).
- Образование другой части речи (береза березовая, восточная восток, продавец продавать).
- Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву 3, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
- Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике «Город» и «Деревня»;
- по частям речи;
- с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
- Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с И;
- слова с шипящими.
- Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей птицы).
- Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
- Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
- Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
- Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
- Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко-буквенного анализа.
- Подбор однокоренных слов.
- Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
- Разбор слов по составу.
- Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
- Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
- Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
- Образовать новое слово при помощи суффикса (береза березка, берег бережок).
- Заменить одним слово (человек, который управляет трактором тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога шоссе, одерживать победу побеждать).
- Письмо по памяти.
- Самодиктант и взаимопроверка.
- Списать, вставить одну или две согласных (С или СС кла.. .ный, керо.. .ин, шо.. .е, ро.. .а, ка.. .ир, ба.. .ейн).
- Перфокарты, перфоконверты.
- Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
- Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
- Данные слова заменить по смыслу другими (группа коллектив, магазин универмаг, перерыв антракт, врач хирург, друг товарищ).
- К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
- Заменить синонимами (водитель шофер) или антонимами (юг север).
- Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить ...).
- 0т глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.
|
|
|