|
|
Психолог школы Фомина Елена Николаевна |
Родительское собрание «Как в семье не воспитать агрессивного ребенка»
Цель: Эмоционально настроить родителей на принятие своих детей.
Задачи:
- познакомить родителей с факторами становления детской агрессивности, с социальными поведенческими стереотипами;
- переключить внимание взрослого с фиксации на негативном поведении ребенка на собственные неконтролируемые эмоциональные состояния;
- помочь родителям овладеть приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей.
Эпиграф
Ваши дети это не Ваши дети:
Они сыновья и дочери самой жизни.
Они пришли посредством Вас, но не от Вас.
И хотя они с Вами, принадлежат они не Вам.
Вы можете дать им свою любовь, но не Ваши мысли.
Вы можете дать кров их телам, но не их душам,
Потому что их души живут в завтрашнем доме,
Который Вы не можете посетить даже в Ваших мечтах.
Вы можете стремиться быть такими, как они,
Но не стремитесь сделать их такими, как Вы,
Потому что жизнь не движется назад
И не задерживается во вчерашнем дне.
Встречу сегодня я провожу по просьбе классного руководителя, т.к. по её выражению у родителей возникли вопросы по поводу повышенной агрессивности ваших детей. Мною проведена была диагностика определения уровня агрессии в классе. Получились следующие результаты:
|
Высокий уровень % |
Средний уровень % |
Низкий уровень % |
Физическая агрессия |
56 |
44 |
- |
Косвенная агрессия |
8 |
68 |
24 |
Раздражительность |
12 |
88 |
- |
Негативизм |
32 |
68 |
24 |
Обида |
8 |
68 |
24 |
Подозрительность |
28 |
56 |
16 |
Вербальная агрессия |
60 |
40 |
- |
Чувство вины |
40 |
48 |
12 |
Общая агрессивность |
36 |
64 |
- |
Враждебность |
4 |
76 |
20 |
Не всегда проявление физической агрессий бывает дома, но родители морально подавляя ребенка, дают ему право выплеснуть агрессию на кого-либо. Ребенок в силу своей импульсивности и незрелости переносит агрессию в физический план.
Визуализация «Конфликт»
Вспомните, пожалуйста, конфликт, который произошел в вашей жизни за последнее время. Причем такую
конфликтную ситуацию вспомните, где бы Вы были в «позиции сверху» т.е. Вы оказывали на кого-то "давление, будь то ребенок, другой член семьи, или же подчиненный на работе. С каким животным Вы можете сравнить свое поведение в этот момент? (записать на доске).
Теперь, будьте добры, представьте конфликтную ситуацию, где бы Вы были в «позиции снизу», т.е. это тяжелый для вас разговор с Вашими родителями, мужем (женой) или же с начальством. В образе, какого животного Вы можете теперь себя представить? Как вы чувствуете себя в этом образе (комфортно ли вам)? Какие эмоции и чувства вы испытываете? (записать на доске названия животных).
Рефлексия
Мы взрослые показываем своим примером модель агрессивного поведения. Чем меньше дети сами попадают в позицию подавляемого, тем меньше у них появляется желания подавлять других.
Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного
воспитания:
- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка; 4
- характер отношений между родителями и детьми в целом; 2
- уровень семейной гармонии или дисгармонии; 1
- характер отношений с родными братьями и сестрами. 3
Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются открытым спором, в других затаенной обидой, а бывает, что и настоящим «сражением».
Очевидно, причиной конфликта служит столкновение интересов родителя и ребенка. Причем удовлетворение интересов одной стороны вызывает ущемление желаний другой и сильные переживания (гнев, раздражение, обиду). И для родителя, и для ребенка возможны следующие варианты исхода конфликта.
1-й вариант выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент с ребенком? Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: «Всегда добивайся того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого».
Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями, с которыми он соглашается, в конце концов. Но здесь усваивается другое правило «Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят родители»».
2-й вариант выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов («мир любой ценой») либо готовы постоянно жертвовать собой «ради ребенка». Какова опасность такого поведения для ребенка? (Трудности общения в коллективе.) 3-й вариант выигрывают обе стороны: и родитель ребенок.
Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и «Я-сообщение». Активное слушание »возвращение» в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно и т.д.).
«Я-сообщение» говоря о своих чувствах ребенку, выступайте от первого лица. Сообщайте о своих переживаниях, а не о нем, не о его поведении.
В классическом варианте «Я-высказывание» вообще не содержит местоимения «ты», лишь ссылку на определенные ситуации или отвлеченных людей.
«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. После «Ты-сообщения» взрослый (родитель или учитель) часто использует угрозу или приказ («Прекрати разговаривать», «Делай уроки, в конце концов«, «Немедленно уберись в комнате» и т.п.). Это может вызвать сопротивление и протест.
2. «Я-высказывание» это сообщение о наших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. После «Я-сообщения» взрослый часто использует просьбу: «Пожалуйста, перестань разговаривать», «Уберись, пожалуйста, в комнате», «Не забудь сделать уроки».
Я предлагаю Вам сделать упражнение, которое наглядно покажет Вам отличие «Я-высказывания» от «Ты-высказывания»
Мы будем записывать в таблицу ситуации с нежелательным действием ребенка, а во вторую колонку, напротив каждой ситуации, то чувство, переживание, которое откликается на данную ситуацию, третья колонка «Ты-высказывание», четвертая колонка «Я-высказывание».
Ситуация |
Ваше чувство |
«Ты-высказывание» |
«Я-высказывание» |
1. Пришел с улицы в грязной обуви, наследил в прихожей, отказался вымыть
ботинки и убрать грязь.
|
Раздражение, обида,
расстроилась
Злость, раздражение, гнев
|
|
Я начинаю раздражаться,и вообще, меня это расстраивает. Я хочу чтобы ты вымыл ботинки.
|
2. Ребенок пропустил занятия в школе, гулял по улице. |
Тревога, беспокойство, страх. |
|
У меня возникает сильная тревога. Я ничего не могу с ней сделать. Я боюсь за твоё будущее. Я хочу чтобы ты не пропускал занятий в школе. Пожалуйста, я тебя очень прошу.
|
3 |
|
|
|
Упражнение «Каким я вижу своего ребенка»
Возьмите анкету
|
Ребенок такой, как все |
Ребенок, который отличается от других |
Ребенок, который меня раздражает |
Ребенок, в котором я вижу личность |
Мой ребенок |
Агрессивный |
|
|
|
|
|
Глупый |
|
|
|
|
|
Инициативный |
|
|
|
|
|
Несдержанный |
|
|
|
|
|
Болтливый |
|
|
|
|
|
Весёлый |
|
|
|
|
|
Приветливый |
|
|
|
|
|
Упрямый |
|
|
|
|
|
Конфликтный |
|
|
|
|
|
Способный |
|
|
|
|
|
Хитрый |
|
|
|
|
|
Активный |
|
|
|
|
|
Общительный |
|
|
|
|
|
Честный |
|
|
|
|
|
Грубый |
|
|
|
|
|
Пассивный |
|
|
|
|
|
Послушный |
|
|
|
|
|
Трудолюбивый |
|
|
|
|
|
Наглый |
|
|
|
|
|
Своевольный |
|
|
|
|
|
Аккуратный |
|
|
|
|
|
Беззащитный |
|
|
|
|
|
Ответственный |
|
|
|
|
|
Замкнутый |
|
|
|
Лидер |
|
|
|
|
|
Ленивый |
|
|
|
|
|
Равнодушный |
|
|
|
|
|
Скромный |
|
|
|
|
|
Неряшливый |
|
|
|
|
|
Дерзкий |
|
|
|
Независимый |
|
|
|
|
|
Умеющий слушать |
|
|
|
|
|
Злой |
|
|
|
|
|
Внимательный |
|
|
|
Невоспитанный |
|
|
|
|
|
Исполнительный |
|
|
|
|
|
Отзывчивый |
|
|
|
|
|
Доверчивый |
|
|
|
|
|
Вы видите перед собой довольно длинный список качеств, в которых может быть описана личность ребенка. Отметьте наличие этих качеств не у конкретного ребенка, а по предложенным характеристикам (ребенок, который меня раздражает, и т.д.). Последний столбик (для вашего ребенка) нужно заполнить после всех остальных. Задание дает возможность понять о себе кое-что очень важное.
Сопоставьте 5 характеристик с последним столбцом и ответьте на вопрос: «Какая характеристика в большей степени совпадает с профилем вашего ребенка?»
Какой он, ваш ребенок?
Как все
Идеал
Личность
Ребенок, который отличается от всех
Ребенок, который раздражает, или в нем присутствуют качества всех профилей.
Рефлексия
Комментарии: можно попросить продолжить работу и размышления дома.
Это упражнение направлено на осознание качеств своего ребенка, на то, как мы его воспринимаем и оцениваем. Но наша оценка бывает далека от объективности.
Необходимо учитывать особенности данного возраста, когда подросток не понимая для чего ему нужно что-либо делать, вынужден подчиняться требованиям отсюда и возникает барьер при общении, он уже взрослый ему необходимо объяснять, разъяснять что-либо, больше беседовать с позиции равноправного общения.
Какой можно сделать вывод из всего выше изложенного- какой жизненный сценарий мы предложим ребенку, такой он и будет в будущем, такое отношение будет к нам.
Я хочу Вам предложить упражнение-медитацию «Мой ребенок в будущем», которое поможет нам на уровне чувств и эмоций заглянуть немного в будущее; попытаемся это вообразить и почувствовать. (Музыка).
«Сядьте удобно, закройте глаза, прислушайтесь к музыке... Дышите глубоко и спокойно...
Мы переносимся на несколько лет назад... Через несколько минут появится на свет ваш ребенок.
Вы еще не видите его, но уже представляете, каким он будет... И вот наконец он появился на свет. Перед вашими глазами ваш крохотный человечек, ваш ребенок. Вы рассматриваете его и пытаетесь понять, на кого он похож, какой у него будет характер... Что он полюбит, а что не примет. Как он будет учиться в школе... Кем будет работать... Главное, каким он будет человеком? Представьте, какой большой и сложный жизненный путь его ожидает. Знайте, что он очень нуждается в вас. Без вашей заботы, участия, терпения, бесконечной любви он умрет... Первый крик... Первое кормление... Первый год новой жизни... Детский сад... Первый утренник — и взволнованно сжимается сердце: какой он уже большой! Первое сентября... Букет цветов, новый ранец... Первые оценки...
И ощущение, что нет уже той безусловной близости: у него свои интересы, друзья, свой мир...
И постепенно малыш превращается в самостоятельного взрослого человека. А вместе с этим незаметно проходит ваша жизнь... И вот позади школа, профессиональная подготовка. Впереди самостоятельная, отдельная от вас жизнь. Каким он стал, ваш ребенок? Чего достиг? Какие отношения у вас с ним? Кто вы теперь? Как вы себя чувствуете?.. Не спешите с ответом, подумайте... Это уже не далекое будущее, а завтрашний день». (Смена музыки).
Потянитесь, немного разомнитесь. Если есть желание высказаться, то пожалуйста.
Рефлексия
Итог
Выслушиваются высказывания участников родительского собрания, делается вывод о том, как родителям вести себя в семье, чтобы не воспитать агрессивного ребенка.
|