Выпускники Родители Эйнштейн Ученики Учителя
Назад На главную Карта сайта Контактная информация
О школе Традиции школы История школы Символика школы Достижения школы Фотоальбом Научно-исследовательское общество Школьная детская общественная организация
Главная--Учителя--Копилка--Родительское собрание






Фомина Е.Н.

Психолог школы
Фомина Елена Николаевна

Родительское собрание «Как в семье не воспитать агрессивного ребенка»


Цель: Эмоционально настроить родителей на принятие своих детей.
Задачи:
  • познакомить родителей с факторами становления детской агрессивности, с социальными поведенческими стереотипами;
  • переключить внимание взрослого с фиксации на негативном поведении ребенка на собственные неконтролируемые эмоциональные состояния;
  • помочь родителям овладеть приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей.
Эпиграф
Ваши дети — это не Ваши дети:
Они сыновья и дочери самой жизни.
Они пришли посредством Вас, но не от Вас.
И хотя они с Вами, принадлежат они не Вам.
Вы можете дать им свою любовь, но не Ваши мысли.
Вы можете дать кров их телам, но не их душам,
Потому что их души живут в завтрашнем доме,
Который Вы не можете посетить даже в Ваших мечтах.
Вы можете стремиться быть такими, как они,
Но не стремитесь сделать их такими, как Вы,
Потому что жизнь не движется назад
И не задерживается во вчерашнем дне.

Встречу сегодня я провожу по просьбе классного руководителя, т.к. по её выражению у родителей возникли вопросы по поводу повышенной агрессивности ваших детей. Мною проведена была диагностика определения уровня агрессии в классе. Получились следующие результаты:

Высокий уровень % Средний уровень % Низкий уровень %
Физическая агрессия 56 44 -
Косвенная агрессия 8 68 24
Раздражительность 12 88 -
Негативизм 32 68 24
Обида 8 68 24
Подозрительность 28 56 16
Вербальная агрессия 60 40 -
Чувство вины 40 48 12
Общая агрессивность 36 64 -
Враждебность 4 76 20

Не всегда проявление физической агрессий бывает дома, но родители морально подавляя ребенка, дают ему право выплеснуть агрессию на кого-либо. Ребенок в силу своей импульсивности и незрелости переносит агрессию в физический план.


Визуализация «Конфликт»

Вспомните, пожалуйста, конфликт, который произошел в вашей жизни за последнее время. Причем такую конфликтную ситуацию вспомните, где бы Вы были в «позиции сверху» т.е. Вы оказывали на кого-то "давление, будь то ребенок, другой член семьи, или же подчиненный на работе. С каким животным Вы можете сравнить свое поведение в этот момент? (записать на доске). Теперь, будьте добры, представьте конфликтную ситуацию, где бы Вы были в «позиции снизу», т.е. это тяжелый для вас разговор с Вашими родителями, мужем (женой) или же с начальством. В образе, какого животного Вы можете теперь себя представить? Как вы чувствуете себя в этом образе (комфортно ли вам)? Какие эмоции и чувства вы испытываете? (записать на доске названия животных).

Рефлексия

Мы взрослые показываем своим примером модель агрессивного поведения. Чем меньше дети сами попадают в позицию подавляемого, тем меньше у них появляется желания подавлять других.

Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания:

  • реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка; 4
  • характер отношений между родителями и детьми в целом; 2
  • уровень семейной гармонии или дисгармонии; 1
  • характер отношений с родными братьями и сестрами. 3

Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются открытым спором, в других — затаенной обидой, а бывает, что и настоящим «сражением».

Очевидно, причиной конфликта служит столкновение интересов родителя и ребенка. Причем удовлетворение интересов одной стороны вызывает ущемление желаний другой и сильные переживания (гнев, раздражение, обиду). И для родителя, и для ребенка возможны следующие варианты исхода конфликта.

1-й вариант — выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент с ребенком? Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: «Всегда добивайся того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого».

Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями, с которыми он соглашается, в конце концов. Но здесь усваивается другое правило — «Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят родители»».

2-й вариант — выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов («мир любой ценой») либо готовы постоянно жертвовать собой «ради ребенка». Какова опасность такого поведения для ребенка? (Трудности общения в коллективе.) 3-й вариант —выигрывают обе стороны: и родитель ребенок.

Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и «Я-сообщение». Активное слушание — »возвращение» в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно и т.д.).

«Я-сообщение» — говоря о своих чувствах ребенку, выступайте от первого лица. Сообщайте о своих переживаниях, а не о нем, не о его поведении.

В классическом варианте «Я-высказывание» вообще не содержит местоимения «ты», лишь ссылку на определенные ситуации или отвлеченных людей.

«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. После «Ты-сообщения» взрослый (родитель или учитель) часто использует угрозу или приказ («Прекрати разговаривать», «Делай уроки, в конце концов«, «Немедленно уберись в комнате» и т.п.). Это может вызвать сопротивление и протест.

2. «Я-высказывание» — это сообщение о наших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. После «Я-сообщения» взрослый часто использует просьбу: «Пожалуйста, перестань разговаривать», «Уберись, пожалуйста, в комнате», «Не забудь сделать уроки».

Я предлагаю Вам сделать упражнение, которое наглядно покажет Вам отличие «Я-высказывания» от «Ты-высказывания»

Мы будем записывать в таблицу ситуации с нежелательным действием ребенка, а во вторую колонку, напротив каждой ситуации, — то чувство, переживание, которое откликается на данную ситуацию, третья колонка «Ты-высказывание», четвертая колонка «Я-высказывание».

Ситуация Ваше чувство «Ты-высказывание» «Я-высказывание»
1. Пришел с улицы в грязной обуви, наследил в прихожей, отказался вымыть ботинки и убрать грязь. Раздражение, обида, расстроилась
Злость, раздражение, гнев
Я начинаю раздражаться,и вообще, меня это расстраивает. Я хочу чтобы ты вымыл ботинки.
2. Ребенок пропустил занятия в школе, гулял по улице. Тревога, беспокойство, страх. У меня возникает сильная тревога. Я ничего не могу с ней сделать. Я боюсь за твоё будущее. Я хочу чтобы ты не пропускал занятий в школе. Пожалуйста, я тебя очень прошу.
3

Упражнение «Каким я вижу своего ребенка»

Возьмите анкету
Ребенок такой, как все Ребенок, который отличается от других Ребенок, который меня раздражает Ребенок, в котором я вижу личность Мой ребенок
Агрессивный
Глупый
Инициативный
Несдержанный
Болтливый
Весёлый
Приветливый
Упрямый
Конфликтный
Способный
Хитрый
Активный
Общительный
Честный
Грубый
Пассивный
Послушный
Трудолюбивый
Наглый
Своевольный
Аккуратный
Беззащитный
Ответственный
Замкнутый
Лидер
Ленивый
Равнодушный
Скромный
Неряшливый
Дерзкий
Независимый
Умеющий слушать
Злой
Внимательный
Невоспитанный
Исполнительный
Отзывчивый
Доверчивый

Вы видите перед собой довольно длинный список качеств, в которых может быть описана личность ребенка. Отметьте наличие этих качеств не у конкретного ребенка, а по предложенным характеристикам (ребенок, который меня раздражает, и т.д.). Последний столбик (для вашего ребенка) нужно заполнить после всех остальных. Задание дает возможность понять о себе кое-что очень важное.

Сопоставьте 5 характеристик с последним столбцом и ответьте на вопрос: «Какая характеристика в большей степени совпадает с профилем вашего ребенка?»

Какой он, ваш ребенок?

Как все

Идеал

Личность

Ребенок, который отличается от всех

Ребенок, который раздражает, или в нем присутствуют качества всех профилей.

Рефлексия


Комментарии: можно попросить продолжить работу и размышления дома.

Это упражнение направлено на осознание качеств своего ребенка, на то, как мы его воспринимаем и оцениваем. Но наша оценка бывает далека от объективности.

Необходимо учитывать особенности данного возраста, когда подросток не понимая для чего ему нужно что-либо делать, вынужден подчиняться требованиям — отсюда и возникает барьер при общении, он уже взрослый ему необходимо объяснять, разъяснять что-либо, больше беседовать с позиции равноправного общения.

Какой можно сделать вывод из всего выше изложенного- какой жизненный сценарий мы предложим ребенку, такой он и будет в будущем, такое отношение будет к нам.

Я хочу Вам предложить упражнение-медитацию «Мой ребенок в будущем», которое поможет нам на уровне чувств и эмоций заглянуть немного в будущее; попытаемся это вообразить и почувствовать. (Музыка).

«Сядьте удобно, закройте глаза, прислушайтесь к музыке... Дышите глубоко и спокойно...

Мы переносимся на несколько лет назад... Через несколько минут появится на свет ваш ребенок.

Вы еще не видите его, но уже представляете, каким он будет... И вот наконец он появился на свет. Перед вашими глазами — ваш крохотный человечек, ваш ребенок. Вы рассматриваете его и пытаетесь понять, на кого он похож, какой у него будет характер... Что он полюбит, а что не примет. Как он будет учиться в школе... Кем будет работать... Главное, каким он будет человеком? Представьте, какой большой и сложный жизненный путь его ожидает. Знайте, что он очень нуждается в вас. Без вашей заботы, участия, терпения, бесконечной любви он умрет... Первый крик... Первое кормление... Первый год новой жизни... Детский сад... Первый утренник — и взволнованно сжимается сердце: какой он уже большой! Первое сентября... Букет цветов, новый ранец... Первые оценки...

И ощущение, что нет уже той безусловной близости: у него свои интересы, друзья, свой мир...

И постепенно малыш превращается в самостоятельного взрослого человека. А вместе с этим незаметно проходит ваша жизнь... И вот позади школа, профессиональная подготовка. Впереди — самостоятельная, отдельная от вас жизнь. Каким он стал, ваш ребенок? Чего достиг? Какие отношения у вас с ним? Кто вы теперь? Как вы себя чувствуете?.. Не спешите с ответом, подумайте... Это уже не далекое будущее, а завтрашний день». (Смена музыки).

Потянитесь, немного разомнитесь. Если есть желание высказаться, то пожалуйста.

Рефлексия

Итог

Выслушиваются высказывания участников родительского собрания, делается вывод о том, как родителям вести себя в семье, чтобы не воспитать агрессивного ребенка.

©2007-2016 S8-studio