Выпускники Родители Эйнштейн Ученики Учителя
Назад На главную Карта сайта Контактная информация
О школе Традиции школы История школы Символика школы Достижения школы Фотоальбом Научно-исследовательское общество Школьная детская общественная организация
Главная--Учителя--Копилка--Приемы конспектирования






Учитель географии высшей категории
Калашникова Ирина Петровна
Калашникова И.П.



Статья «Туризм и семья»

На чем держится семейный лад? Из чего складывается тот нравственный климат, та атмосфера, которая окружает и безошибочно выделяет среди других счастливую, дружную семью? Это, конечно, прежде всего любовь и уважение, духовная общность супругов, чувство ответственности за себя и близких, за воспитание ребенка, физическая гармония, помощь друг другу в хозяйственных и прочих делах и еще

умение интересно, с пользой отдыхать, проводить свободное время. Разумеется, вместе, всей семьей.

Семья — это не просто группа живущих вместе родственников. Семья — это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека и общества в целом. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, который не всегда положителен из-за личных проблем между родителями, их проблем на работе, которые переносятся и на детей, а дети — это будущее нашей страны. Поэтому очень важно разряжать этот эмоциональный фон и уделять большое внимание семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместный семейный отдых помогает в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу. Разумное отношение к отдыху становится тем цементом, который скрепляет самые разные увлечения, объединяет всех членов семьи, больших и маленьких.

Но мало заботиться только об умственном и духовном развитии ребенка, его эстетическом и трудовом воспитании. Надо еще вырастить сына или дочь физически сильными, крепкими, красивыми. Все эти задачи как нельзя лучше решает семейный туризм.

Сколько радости таит в себе туристский поход всей семьей! Совсем близкий — за грибами, ягодами. Или подальше — с ночевкой в лесу, на берегу реки. Пешком, на лодке, на велосипеде, автомобиле, наконец.

Туризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах, убеждены в пользе туризма. Представьте себе… «Ночь в лесу. Костер жадно перебирает прутики. Пламя с жадностью набрасывается на сушняк и вырывает из темноты усталые лица людей. Это туристы. Сегодня они переночуют здесь, в этом лесу, а завтра пойдут дальше. Булькая и негодуя, закипает в котелке чай. Он пахнет дымом. Он приятно обжигает губы, он несравним с домашним чаем!

А костер все горит. Гитара звенит тихо-тихо. Песню начал один голос, её подхватил второй, третий. И вот уже поют все.

Затих костер. Он тоже слушает песню». Эти слова принадлежат поэту Роберту Рождественскому, они показывают только кусочек туристских будней. Если же представить себе, насколько огромнее, богаче, насыщеннее и глубже картина туристской жизни, тогда никому не покажется странной та властность, с которой она притягивает к себе человека.

Туристический отдых удивительно освежает человеческие отношения. Бывает, что дома мы привыкаем к озабоченным, а порой и хмурым, раздраженным лицам своих близких. А тут, на отдыхе, сбросив груз забот, муж вдруг замечает, как хороша и привлекательна его жена, как весело она шутит, как умно и находчиво спорит. И жена видит в муже не унылого ворчуна, недовольного подгоревшими котлетами, а внимательного, нежного друга, настоящего мужчину, который так ловко разжег одной спичкой костер и взял тяжелый рюкзак у ослабевшего товарища. И какой прекрасный все это пример для детей!

Неоспорим факт, что туристические семьи крепче обычных. Собственно, удивляться тут нечему. Ведь что необходимо для сплочения семьи? Не только любовь, но и атмосфера товарищества, заботы, общие интересы…то есть, как раз то, к чему приучают походы, туризм.

Социологи еще в советские времена провели исследования бюджета времени любителей путешествий. Оказалось, почти 70 % мужей-туристов выполняют домашних дел не меньше, а зачастую и больше, чем жены. Видимо, тут сказываются походные традиции не смотреть со стороны, когда товарищ трудится, и не делить работу на «мужскую» и «женскую». Поэтому времени на ведение домашнего хозяйства в таких семьях уходит меньше, чем в других. А на общение с детьми — значительно больше.

В семейном туризме формируется ядро маленького сообщества, объединенного одной целью, когда дочка помогает маме кашеварить у костра, а сын становится надежным помощником папе в обустройстве бивака. Дети чувствуют свою причастность к общему делу, видят, какую пользу они приносят. В дальних и долгих походах всегда найдется время для ласкового дружеского взгляда, похвалы, поддержки и помощи, сочувствия и понимания, совместного познания нового мира. Духовная близость с родителями помогает детям острее и многограннее воспринимать добро и красоту. Возникает тот душевный контакт с детьми, которого так не хватает в современной повседневной жизни.

Но прежде, чем говорить о том, зачем поход нужен ребенку, нужно ответить себе на один единственный вопрос: а зачем поход с ребенком нужен вам? Если вы собираетесь в спортивный поход, а ребенка берете с собой только потому, что его не с кем оставить, откажитесь от этой затеи. Вы испортите себе поход, а маленький человечек может навсегда возненавидеть туризм. «Если же вам надоело общаться с малышом урывками, разрываясь между ним и заедающим бытом; если вам грустно от того, что воспитанием вашего наследника занимаются нянечки, учителя, соседи, улица — все, кто угодно, кроме вас самих; если вы вдруг почувствовали, что просто по-отцовски (по-матерински) любите свое чадо и готовы ради него поступиться некоторыми своими претензиями, — значит, вы созрели для семейного похода» (Д. Шмайгер).

Родителям и педагогам не стоит забывать, что семейный поход — это не просто поход с детьми, это поход для детей. Поход не ради собственных спортивных достижений, а ради того, чтобы открыть ребенку окружающий мир и дать ему завоевать свою первую победу — над собой и своими слабостями.

Семейный туризм тем и замечателен, что в первую очередь учитывает интересы детей. Это поход не ради категорий и спортивных результатов. Это путешествие, воспитывающее характер, сплачивающее семью, открывающее для ребенка мир совсем в иной, непривычной плоскости.

В душе каждого маленького непоседы живет тяга к приключениям. А поход — это самое настоящее приключение. Посудите сами, какой простор открывается перед вами для воспитания сына или дочурки! И происходит все это без нудных нравоучений и моралей, которые, чаще всего, отскакивают от чада, "как от стенки горох". Здесь в роли воспитателя выступает Природа, и все происходит естественно и как бы само собой. В лесу или в горах, в отрыве от привычных благ цивилизации, ребенок быстро усваивает, что дождь будет лить независимо от того, нужен он или нет. И если не хочешь промокнуть, нужно ставить палатку, а не рыдать и топать ногами. Малыш учится принимать решения и отвечать за свои поступки. Он видит своими глазами, насколько человек зависит от природы, но, вместе с тем и природа зависит от человека. Ребенок приобретает полезные навыки, учится любить и ценить окружающую природу, сосуществовать с ней. Он видит настоящие, а не нарисованные на картинке горы и реки, леса и степи, озера и пещеры. А это расшряет его представление об окружающем мире. В походах школьники приобретают первоначальные навыки в природной сфере (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.). У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля. Опыт показывает: дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям паникуют в них меньше.

Туризм — прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.

В походных условиях, как показывает опыт семейных туристских походов (на основании изученных мнений самих детей и родителей), ребята становятся терпеливее, активнее, внимательнее друг к другу, бережнее относятся к природе. Появляется возможность принятия самостоятельных решений, что дает ощущение реальной ответственности за дело, за себя, за свою семью. Туризм повышает веру ребенка в себя, в собственные силы и возможности. Семейный туризм в настоящее время становится возможностью решения семейных проблем, коррекции детско-родительских отношений, освоением здоровьесохраняющих технологий, становления семейных ценностей.

Таким образом, семейный туризм имеет целый ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, воспитательный, познавательный и прикладной.

Однако воспитание в семейном туризме не может быть сведено лишь к отдельным, пусть ярким, но эпизодическим мероприятиям; необходим системно-деятельный, комплексный и личностно-ориентированный подход.

Ключевой фигурой в организации семейного туризма является педагог, реализующий одновременно функции организатора, собственно педагога, диагноста, психолога, дидакта, методиста, специалиста по туризму и краеведению.

Вот почему для меня, как учителя географии, важной частицей в моей деятельности является организация работы во внеурочное время с детьми по туристско-краеведческому направлению.

В МОУ «СОШ №8» я работаю с 1994 года и являюсь руководителем туристско-краеведческого кружка. Увлеченность ребят, стремление освоить туристические навыки, желание познать историю родного края, а в конечном результате, самоутвердиться стало тем исходным трамплином в том, что наша школа занимает призовые места как в отдельных видах (спортивное ориентирование, КТМ, ТПТ, краеведение, художественная самодеятельность), так и в общем зачете.

В чем результат успеха?

Первое — выбираются формы работы, соответствующие возрастным интересам детей с учетом психологических особенностей каждого из них.

Второе — содержание строится с учетом развития познавательных интересов и самостоятельной деятельности. Создается сфера коммуникативного общения, где каждый чувствует себя комфортно. Все это способствует тому, что каждый из моих кружковцев с нетерпением ждет следующей нашей встречи.

В последние годы практикуем палаточные лагеря, где дети с удовольствием отдыхают и приобретают туристические навыки, которые пригодятся в любой жизненной ситуации.

В своей работе я стремлюсь популяризовать и развивать семейный туризм в нашем городе; объединять семьи, занимающиеся туризмом, в семейные клубы; выявлять и поддерживать инновационную образовательную практику в области семейного воспитания по становлению здорового образа жизни.

Мне часто задают вопрос: с какого возраста можно брать детей в поход? Известны случаи, когда туристами становились дети грудного возраста, преодолевая расстояние, естественно, за спиной у родителей. Самостоятельно участвовать в путешествиях дети способны уже с 3- 4 лет. А с 5-6 лет можно брать ребенка и в несложные горные походы. До этого возраста приучайте малыша к «дикой» природе, почаще выезжайте всей семьей в лес или к реке на 1-2 дня, устраивайте однодневные прогулки в интересные места. Важно, чтобы малыш легко и комфортно чувствовал себя на природе, не боялся леса, умел и любил ходить пешком, имел элементарные навыки безопасности. Постепенно он привыкнет и к некоторым тяготам и лишениям, которые в походе неизбежны. В общем, этакая мини-репетиция, тренировка перед более серьезным испытанием...

Замечательная вещь — походные традиции. Они складываются на протяжении многих походов и одинаково любимы как взрослыми, так и детьми. Пожалуй, самым запоминающимся станет для детей посвящение в туристы. Этот обряд, независимо от возраста, проходят все, кто пошел в поход впервые. Придумайте веселую клятву туриста, которая будет торжественно произноситься у костра, организуйте замысловатую полосу препятствий с необходимостью прыгать, бегать, ползать, проведите викторину с вопросами на туристскую тему. Можно устроить соревнование по скоростной установке палатки или разжиганию костра. А еще лучше организовать сценарную игру в индейцев с переодеванием, раскрашиванием сажей, изготовлением луков из подручных средств или искать заранее спрятанный клад, получая кусочки разрезанной карты, как поощрение за выполнение различных заданий. Здесь все будет зависеть от вашей фантазии, полет которой в лесу ничем не ограничивается. В завершении — праздничный ужин, вручение заготовленных заранее медалей или дипломов.

Полезными могут быть в походе утренние и вечерние построения больших и маленьких членов группы. На этих своеобразных «линейках» в полушутливой форме зачитываются приказы, объявляются благодарности, поощряются отличившиеся и объявляются выговоры провинившимся. Малыш будет светиться от гордости, если похвалить его перед «строем». А выговор за нарушение дисциплины станет самым действенным и доходчивым наказанием. Помните только, что делать его нужно обдуманно и только в крайних случаях.

Активно привлекайте малышей в помощники, обучайте их туристским премудростям. Ведь дети так любят помогать, и это желание нужно всячески поддерживать и лелеять. Даже 3-4-летние карапузы могут многое: собирать дрова, помогать мыть посуду, носить воду, выполнять мелкие поручения. А 8-9-летние туристята способны даже приготовить обед под присмотром взрослых. Можно каждому из ребят на время похода поручить определенную должность. Так, кто-то станет старшим помощником фотографа, а кто-то самым главным советником руководителя. Малыши будут гордиться возложенной на них важной миссией, чувствовать себя равными со взрослыми участниками похода. Только не наказывайте ребенка внеочередным дежурством. Он должен воспринимать походные обязанности (как, впрочем, и любой труд) не как обязанность, а как почетную миссию.

Таким образом, туризм решает следующие задачи:

  • Сплоченность семьи — туризм способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества между родителями и детьми;
  • Физическая активность — туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
  • Поддержка хорошего состояния здоровья — одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.
  • Социальная активность — создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Туризм усиливает воспитательные возможности школы.
  • Характер приключения — ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.
Семейный туризм будет эффективным средством в воспитании подрастающего поколения, если:
  • будут проанализированы социально-экономические условия развития семейного туризма и с их учетом будет разработана его модель;
  • будет разработано содержание семейных туристских программ, обеспечивающих развитие познавательных интересов;
  • будут определены и экспериментально проверены эффективные и организационные формы развития семейного туризма в условиях учреждений образования.

Чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, что как раз и предполагает семейный туризм в системе образования, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса. При этом процесс формирования высокого уровня воспитанности будет успешнее, если семейный туризм будет не просто передачей опыта от старшего поколения к младшему, а как взаимопонимание и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в семейном туризме не может быть закрытым.

Оно должно открывать новые миры, способствовать удивлению миром, формировать желание самостоятельно жить и творить в мире; учитывать возрастные особенности, интересы детей и взрослых.

Литература:

Физическая культура в семье А.А. Светов, Н.В.Школьникова М:- Физкультура и спорт. 1981, изд.4
©2007-2016 S8-studio