Выпускники Родители Эйнштейн Ученики Учителя
Назад На главную Карта сайта Контактная информация
О школе Традиции школы История школы Символика школы Достижения школы Фотоальбом Научно-исследовательское общество Школьная детская общественная организация
Главная--Учителя--Копилка--Методические рекомендации по проведению экологического рейда






Учитель географии высшей категории
Калашникова Ирина Петровна
Калашникова И.П.



Методические рекомендации по проведению экологического рейда

Экскурсии, рейды, походы — одна из важнейших форм организации занятий в природе. Значение их заключается в реализации краеведческого и экологического принципов в обучении. Кроме того, данные формы играют большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования, развивают их познавательную самостоятельность.

Во время данных мероприятий происходит целенаправленное изучение реальной действительности своей местности, что подготавливает школьников к познанию основного содержания школьной географии.

Методика организации, этапы подготовки и проведения, обработка результатов и их использование в учебном процессе довольно полно раскрыта в специальной методической литературе. Обычно особый интерес у школьников вызывает работа на местности по оборудованию экологической тропы в ближайшем парке, сквере, лесном массиве. Ее создание начинается с выбора места, доступного для учащихся. Территория при этом должна иметь разнообразные природные объекты, но маршрут экологической тропы должен обходить (исключать) места обитания редких видов растений и животных. Среди учащихся целесообразно провести конкурс на проекты экологических знаков, текста информационных листов, проекты искусственных сооружений на тропе, тексты бесед и вопросы с посетителями тропы во время экологических рейдов. Наибольшую сложность представляет разработка маршрута ее подробное описание, составление путеводителей по тропе. Поэтому такая работа распределяется между несколькими классами, группами и ведется довольно продолжительное время.

Цели и задачи данного мероприятия:

  • формирование у детей стремление принимать участие в решении экологических проблем;
  • оказать содействие решению местных экологических проблем;
  • сформировать у подрастающего поколения чувство бережного отношения к окружающей их среде.

Участники:

В рейде могут принимать участие школьники начальной, средней, старшей ступеней обучения.

Организация и сроки проведения:

Данный проект организуется и проводится в пять этапов в период с сентября по май.

Ход реализации проекта.

1 этап - сентябрь.

В рамках данного этапа необходимо провести обследование местности и составить карту наиболее загрязненных мест, по которым в дальнейшем планируется произвести уборку. Примерный перечень мест для обследования: зоны массового отдыха людей, водоемы, парки и скверы и т. п

2 этап - октябрь

В рамках данного этапа необходимо провести:
  • подготовку к экологическому рейду:
    1. проработка маршрута;
    2. подготовка необходимых инструментов лопаты, грабли, перчатки, мусорные мешки);
  • работу по очистке загрязненной территории, которая проходит по специально проработанному маршруту, и носит характер похода.

3 этап - декабрь-февраль

Участие в третьем этапе возможно только при реализации первых двух этапов. В рамках данного этапа необходимо написать проект благоустройства выбранной территории. В проекте необходимо указать:
  • актуальность, цели и задачи проекта;
  • план и сроки реализации проекта;
  • подробное описание территории, выбранной для благоустройства (площадь территории, наличие каких-либо зданий, сооружений и т. п.)
  • виды предполагаемых работ (уборка, высадка деревьев, побелка и т. п.)
  • смету расходов на реализацию проекта;
  • план предварительной подготовки участников проекта;
  • предполагается задействовать в проекте жителей населенного пункта, средства массовой информации, представителей органов государственной власти;
  • примерное количество участников проекта;
  • ожидаемые результаты.

4 этап - апрель- май

В рамках данного этапа проходит непосредственная реализация проекта. Сроки и место необходимо обязательно согласовать с местными органами власти. Важным аспектом такой программы, является агитационный характер, где ее участники собственным примером привлекают местные органы власти, население к проблеме загрязненности окружающей природы и предлагают поучаствовать в программе.

5 этап – май

В рамках данного этапа необходимо написать письменный отчет, в произвольной форме, с приложением фото ( и по возможности видео) материалов о проделанной работе. Отчет должен содержать:
  • название организации;
  • точный адрес;
  • количество членов организации, принимавших участие в проекте;
  • карту маршрута;
  • описание хода всех этапов проекта с приложением фотографий;
  • анализ проделанной работы.

Литература:

И. В. Душина, Г. А. Понурова « Методика преподавания географии» 1996 г.
Материалы из положения акции «Чистота и порядок — дело наших рук»
©2007-2016 S8-studio