|
Учитель географии высшей категории Калашникова Ирина Петровна
Методические рекомендации по проведению экологического рейда
Экскурсии, рейды, походы одна из важнейших форм организации занятий в природе. Значение их заключается
в реализации краеведческого и экологического принципов в обучении. Кроме того, данные формы играют большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования, развивают их познавательную самостоятельность.
Во время данных мероприятий происходит целенаправленное изучение реальной действительности своей местности, что подготавливает школьников к познанию основного содержания школьной географии.
Методика организации, этапы подготовки и проведения, обработка результатов и их использование в учебном процессе довольно полно раскрыта в специальной методической литературе. Обычно особый интерес у школьников вызывает работа на местности по оборудованию экологической тропы в ближайшем парке, сквере, лесном массиве. Ее создание начинается с выбора места, доступного для учащихся. Территория при этом должна иметь разнообразные природные объекты, но маршрут экологической тропы должен обходить (исключать) места обитания редких видов растений
и животных. Среди учащихся целесообразно провести конкурс на проекты экологических знаков, текста информационных листов, проекты искусственных сооружений на тропе, тексты бесед и вопросы с посетителями тропы во время экологических рейдов. Наибольшую сложность представляет разработка маршрута ее подробное описание, составление путеводителей по тропе. Поэтому такая работа распределяется между несколькими классами, группами и ведется довольно продолжительное время.
Цели и задачи данного мероприятия:
- формирование у детей стремление принимать участие в решении экологических проблем;
- оказать содействие решению местных экологических проблем;
- сформировать у подрастающего поколения чувство бережного отношения к окружающей их среде.
Участники:
В рейде могут принимать участие школьники начальной, средней, старшей ступеней обучения.
Организация и сроки проведения:
Данный проект организуется и проводится в пять этапов в период с сентября по май.
Ход реализации проекта.
1 этап - сентябрь.
В рамках данного этапа необходимо провести обследование местности и
составить карту наиболее загрязненных мест, по которым в дальнейшем планируется произвести уборку. Примерный перечень мест для обследования: зоны массового отдыха людей, водоемы, парки и скверы и т. п
2 этап - октябрь
В рамках данного этапа необходимо провести:
- подготовку к экологическому рейду:
- проработка маршрута;
- подготовка необходимых инструментов лопаты, грабли, перчатки, мусорные мешки);
- работу по очистке загрязненной территории, которая проходит по специально проработанному маршруту, и носит характер похода.
3 этап - декабрь-февраль
Участие в третьем этапе возможно только при реализации первых двух этапов. В рамках данного этапа необходимо написать проект благоустройства выбранной территории.
В проекте необходимо указать:
- актуальность, цели и задачи проекта;
- план и сроки реализации проекта;
- подробное описание территории, выбранной для благоустройства (площадь территории, наличие каких-либо зданий, сооружений и т. п.)
- виды предполагаемых работ (уборка, высадка деревьев, побелка и т. п.)
- смету расходов на реализацию проекта;
- план предварительной подготовки участников проекта;
- предполагается задействовать в проекте жителей населенного пункта, средства массовой информации, представителей органов государственной власти;
- примерное количество участников проекта;
- ожидаемые результаты.
4 этап - апрель- май
В рамках данного этапа проходит непосредственная реализация проекта. Сроки и место необходимо обязательно согласовать с местными органами власти. Важным аспектом такой программы, является агитационный характер, где ее участники собственным примером привлекают местные органы власти, население к проблеме загрязненности окружающей природы и предлагают поучаствовать в программе.
5 этап – май
В рамках данного этапа необходимо написать письменный отчет, в произвольной форме, с приложением фото ( и по возможности видео) материалов о проделанной работе.
Отчет должен содержать:
- название организации;
- точный адрес;
- количество членов организации, принимавших участие в проекте;
- карту маршрута;
- описание хода всех этапов проекта с приложением фотографий;
- анализ проделанной работы.
Литература:
И. В. Душина, Г. А. Понурова « Методика преподавания географии» 1996 г.
Материалы из положения акции «Чистота и порядок дело наших рук»
|